пятница, 26 февраля 2010 г.

Спор не ссора.


Цели: развитие конструктивных способов поведения в конфликт¬ных ситуациях, получение опыта уверенного, ненасильственного взаимо-действия со сверстниками.

Упражнение «Спор - не ссора...».
На прошлом занятий мы говорили о том, как можно справиться с обидой. Сегодня мы обсудим вопрос о том, как избежать ссоры, а если ссора все-таки произошла, какие слова нам могут помочь помириться друг с другом.
Время от времени каждый из нас хочет доказать свою правоту во что бы то ни стало. Иногда в таком споре нет ничего плохого, но порой это превращается в настоящую борьбу. Начиная спорить, мы очень часто переходим на крик. И чем сильнее мы кричим, тем больше наш спор напоминает ссору и тем сложнее найти выход из этой ситуации.
Чем отличается спор от ссоры? (Ответы записываются на листе, поделенном надвое.)
Как можно избежать ссоры?
Игра «Интонация».
Разбейтесь в пары. Можете ли вы сказать мне, каким голосом вы разговариваете, когда играете друг с дру¬гом, обращаетесь с просьбой, спорите? Ведь даже сказать слова приветствия и назвать свое имя можно с разной интонацией. Пусть каждый из вас по очереди произнесет фразу: «Привет! Меня зовут .... Сейчас моя очередь играть в эту игру» - сначала сердито, потом неуверенно, а затем доброжелательно.
Обсуждение.
Какая интонация воспринималась наиболее оптимально?
Как часто вы ее используете?
Упражнение «Небеса и ад».
Интонация, которую мы выбираем очень влияет на то, как складываются наши отношения с другими людьми, с детьми и взрослыми. Крик, недоброжелательный голос, приводят к спорам, конфликтам, непониманию. Но особенно опасны драки, тогда наступает «настоящий ад». Предлагаю вам послушать восточную притчу...
Один молодой воин пришел к мудрецу и спросил его: «О мудрец, раскрой мне тайну жизни. В чем разница между небесами (раем) и адом?» Мудрец на мгновение задумался и ответил: «Ты молодой глупец. Как человек, подобный тебе, может понять такое? Ты слишком невежествен».
Услышав это, молодой воин рассвирепел. «Да за такие слова я готов тебя просто убить!» - заорал он и достал свой меч, чтобы покарать мудреца. В это же мгновение мудрец сказал: «Вот это и есть ад».
Услышав эти слова, молодой воин вновь вставил меч . «А вот это и есть небеса», - заметил старик.
Можете ли вы вспомнить случай, когда ваш спор с кем-то едва не закончился дракой? Может быть, вы были настолько возбуждены, что готовы были сами начать драку, а может быть, другой спорщик в порыве ярости набросился на вас. Удалось ли вам избежать рукоприкладства? Нарисуйте, что произошло тогда. Удалось ли вам избежать драки? Как вы себя при этом чувствовали? Дайте этой истории какое-нибудь название.
Обсуждение.
В чем различие между спором и дракой?
Что можно сделать, чтобы спор не перешел в драку?
Бывают ли случаи, когда ты вынужден драться?
Драка - это хороший способ решить спор?
Почему мудрец в притче сказал, что насилие - это ад?

Когда мы обижаемся или гневаемся, то обвиняем в этом других и стараемся переложить на них ответствен¬ность за наши чувства. Но за наши чувства отвечаем мы сами, а не кто-то другой. Когда мы сердимся, то начинаем говорить друг другу «ты».
Ты чего разорался! -Ты мне надоел!
Ты взял мои вещи!
Ты говорил ерунду!
Ты вечно опаздываешь!

Составление «Я-высказывания»
Ситуация 1
Твой друг взял у тебя рубашку и порвал ее.
Что ты скажешь другу?
Когда я почувствовал(а)
и я бы хотел(а)

Ситуация 2
Твоя учительница подумала, что ты списал, и поставила тебе двойку.
Что ты скажешь учительнице?
Когда я почувствовал(а)
и я бы хотел(а) _

Ситуация 3
Твой лучший друг не выполнил данное тебе обещание. Что ты скажешь другу?
Когда я почувствовал(а)
и я бы хотел(а)
Ситуация 4
Твоя маленькая сестра взяла твой любимый блокнот и вы¬рвала из него несколько страниц.
Вчера она изрисовала твой учебник по математике. Что ты скажешь твоей сестренке?
Когда я почувствовал(а)
и я бы хотел(а)

Ситуация 5 Твоя тётя обещала навестить тебя, но не пришла. Ты очень расстроился (расстроилась). Что ты скажешь тёте?
Когда я почувствовал(а)
и я бы хотел(а)

Ситуация 6
Одноклассник проткнул твой футбольный мяч.
Что ты скажешь однокласснику?
Когда я почувствовал(а)
и я бы хотел(а)
* * *
Обсуждение.
- Какие трудности у вас были при выполнении этого задания?
Какие вы испытывали чувства, когда слышали в свой адрес «ты»?
Что вы чувствовали, когда слышали «Я-высказывания»?

Рефлексия занятия.
Я узнал(а) сегодня...
Мне понравилось / не понравилось сегодня...
Мне хотелось бы...
Завершающее упражнение «Рукопожатие в круге».

1 комментарий:

  1. Ccоры всегда можно избежать, но если не знаете как, то тут http://magistika.com/vopros-ekstrasensu С этим помогут вам.

    ОтветитьУдалить