суббота, 10 апреля 2010 г.

Изгои в детском коллективе


Все мы когда-то были детьми, а потому, наверное, каждый человек знаком не понаслышке с проблемой травли, гонений, насмешек или просто игнорирования детьми друг друга. В любом классе, в любой детской или подростковой группе встречаются ребята, которых не принимают, отвергают сверстники.
Для предотвращения травли в классе необходимо начинать воспитательную работу с детьми чуть ли не с первого дня их пребывания в школе. Естественно, ведущая роль отводится классному руководителю. В первую очередь необходимо учить детей взаимодействию друг с другом на переменах. Наибольшие сложности, связанные с детской агрессией, возни кают, если в классе оказывается несколько склонных с агрессивному поведению детей. Такие дети не умеют играть вместе. Любая совместная игра превращается в клубок сцепившихся тел. Даже ролевые игры носят деструктивный характер. Например, дети играющие в шпионов, цель которых – разрушить что-то у противника.
Задача взрослых – учить детей совместным играм. Современные школьники часто не знают игр, в которые можно было бы поиграть на перемене или на группе продленного дня («Ручеек», «Светофор», «Заяц, сколько время?», «Зеркало», «Кали, ка- ли – стоп!» и тд.)
Для преодоления негативного отношения одноклассников к отвергаемым детям необходимо «лечить» весь коллектив. Основные направления в работе должны направлены на развитие терпимости детей. Именно отсутствие терпимости к особенностям другого, к его непохожести и лежит в основе преследования детьми друг друга.
Предлагаю Вам упражнения, которые вы можете применять в работе с классом с целью преодоления негативного отношения детей к друг другу:

Упражнение «Мы разные»
Двое уч-ся удаляются на время из поля остальных. (хорошо для этого выбрать изгоев). Оставшиеся должны как можно точнее описать их внешний вид. Нужно следить за тем, чтобы высказывания детей были необидными.
Это упражнение дает детям возможность проверить свою наблюдательность, обратить внимание на того, кого они обычно не замечают.

Упражнение «Бяка и Бука»
Дети рисуют Бяку и Буку. Затем все меняются листочками. Пытаются посмотреть на бяку глазами Буки, а на Буку – глазами Бяки. Пишут, что те друг про друга могли подумать. Интересное наблюдение: у детей, нетерпимых к окружающим, Бяка и Бука очень зло и оскорбительно оценивают друг друга, даже если автор рисунка изобразил их симпатичными.

Упражнение «Закончи предложения»
Ребятам предлагается закончить предложения:
«Я не люблю, когда мои одноклассники…»
«Было бы здорово, если бы ребята в нашем классе…»
Затем обсуждаются ответы ребят. Фамилии можно не писать. Упражнение помогает побудить ребят задуматься над своим отношением к одноклассникам, проанализировать, что нравиться и не нравиться в их поведении, чтобы хотелось изменить.

Упражнение «Лестница»
Нужно предложить уч-ся разместить, себя на ступеньках лестницы.
Позволяет определить уровень самооценки уч-ся.

Комментариев нет:

Отправить комментарий