пятница, 5 марта 2010 г.

Предупреждаем нежелание учиться у детей.


Круто меняется жизнь маленького человека, который перешагнул порог школы в первый раз. Психологический смысл этого изменения нам известен. Сменилась форма деятельности. Ведущим типом деятельности стала учеба. Игра уступила место учебе. Чтобы переход для ребенка не стал болезненным и очень резким, родителям надо приложить все силы, чтобы у ребенка не появилось стойкого отвращения и сопротивления по отношению к новым обязанностям.
Сейчас в школу приходят родители грамотные. Нет или почти нет родителей, полагающих, что к учебе дочери или сына они не имеют никакого отношения, что это целиком должно лежать на плечах школьного учителя. Но что делать конкретно, родители часто не знают.
Для любого ребенка, домашнего или детсадовского, учебная деятельность непривычна. Ребенок теряется в куче свалившихся на него обязанностей, хотя очень хотел быть учеником, а родители все время говорили о хорошей учебе, об успехах. И начиная заниматься учебной деятельностью, ребенок сплошь и рядом делает массу оплошностей, совершенно не понимаемых взрослыми. Придет ли когда-нибудь в голову взрослому человеку, что сначала можно делать письменные упражнения, а только потом заняться правилом, на которое задано упражнение? Вряд ли. А вот дети иногда избирают такой порядок выполнения домашнего задания. Говорить о результатах выполнения такого домашнего задания не приходится. Нередко ученик даже третьего класса, выполняя упражнение, даже не удосуживается прочитать задание: списал и довольно! Вот первоклассник пишет строчки букв, которые ему прописала учительница. Первые две-три буквы он тщательно выводит, а остальные так написал, что в конце строчки и не узнаешь, что задумал наш «писатель».
– Нет у него старания! – с тревогой в голосе говорит мама. – Я и переделывать заставляла, и объясняла, что добросовестным надо быть, результат один – в начале строчки еще старается, а в конце и на буквы-то не похоже. Не хочет трудиться, все куда-то спешит.
Глядя в такие тетради, подумаешь, что ребенок переутомился, может, устал от непосильной работы или кто-то ему мешал? Но все оказалось проще: рядом играл котенок, и ученик никак не мог сосредоточиться на работе. Краем глаза он все время следил за котенком. И так и другие «трудяги»: что-то отвлекло, и уже темп работы нарушен, внимание не сосредоточено на уроке. Достаточно в таком случае «убрать» предмет, мешающий сосредоточиться, и подсказать ребенку, чтобы при написании буквы он чаще смотрел на образец, подчеркивал карандашиком особенно хорошо получившуюся букву, – и поверьте, все будет прекрасно. Вот как просто, когда на выручку приходят старшие.
Часто бывают такие случаи: мама приходит в школу очень расстроенная, доказывает учительнице, что Маша вчера весь день только и делала, что учила стихотворение, – и опять запись в дневнике: «Не выучила стихотворение». Начинаем разбираться, как же Маша учила стихотворение. Оказалось, что девочка, пытаясь запомнить стихотворение, всякий раз начинает учить его с первой строчки. Сначала выучит первое четверостишие. После того, как она его расскажет, она переходит ко второму. Но повторяет его всегда вместе с первым. А когда доходит до третьего четверостишия, то она учит его, повторяя и первое, и второе, все три вместе, с самого начала. Конечно, при таком методе работы конец стихотворения у нее оказывается невыученным или плохо выученным, она начинает запинаться или совсем его не запоминает. Достаточно было родителям подсказать правильный прием работы или учителю на уроке обратить внимание на то, как надо учить стихотворение, и у ребенка не было бы этой проблемы.
Можно привести массу таких примеров из практики учителя и родителей, где просто нужен был совет взрослых, и не возникло бы проблем.
Итак, подведем итоги.
Во-первых, учеба представляет собой новую и необычную деятельность для ребенка, приходящего в школу, он допускает массу ошибок и промахов, настолько грубых и нелогичных, что предугадать их взрослым попросту невозможно. (Вроде того, что сначала выполнить упражнение, а потом выучить правило или прочитать задание.) А чаще встречаются индивидуальные трудности, у каждого свои – «нарочно не придумаешь».
Во-вторых, если на них не обращать внимания, то они могут и закрепиться, сделавшись неправильными приемами в работе (например, если учить стихотворение «по веревочке»).
В-третьих, все эти ошибки и промахи обычно очень видны взрослым, если внимательно относиться к работе своего ребенка.
B-четвертых, этого-то внимания очень часто взрослые и не проявляют. Неправильные приемы работы приведут ребенка к нежелаемым результатам. Он вроде и сидит довольно долго за уроками, а все напрасно, успехов нет. Появляется нежелание трудиться, отвращение к учебе.
В-пятых, всегда в случае затруднений в учебе надо поддерживать связь с учителем, найти причину неуспешности ребенка, тем более если вы видите, что ребенок много сидит за уроками, а результат неутешителен.

Комментариев нет:

Отправить комментарий