вторник, 23 февраля 2010 г.

Я ушёл в свою обиду.

Цели: - обучение приемам совладания с обидой;
-развитие эмпатии и способности оказывать поддержку другим в трудной ситуации.

На прошлом занятии мы говорили с вами о том, как можно справляться с гневом. Сегодня мы будем учиться справляться с обидами.

Упражнение «Копилка обид».
Детям раздается лист, на котором нарисован мешок - копилка для обид. Предлагается детям вспомнить ситуации, когда каждый из них испытывал чувство обиды и разочарования. Что это были за ситуации? Кто был рядом с вами? Обиделись ли вы на взрослых или на сверстников? Вспомните все ваши обиды (или одну, самую главную) и поместите ее в копилку для обид. Вы можете записать свои обиды или нарисовать их.

Обсуждение. Дети по кругу проговаривают то, что у них получилось по формуле:
- Я почувствовал(а) обиду, когда...
Кто еще чувствует то же, что и ... (называет имя)? Скажи¬те ему (ей), что вы чувствуете.
Кто-нибудь чувствует что-нибудь подобное? Можете рас¬сказать это всем?
Кто сталкивался с такой же ситуацией, что и ... (называет имя)? Скажите ему (ей).

Ребята, как вам кажется, уменьшились ваши копилки, когда вы рассказали о своих обидах? До каких размеров? Покажите.
Чтобы чувство обиды уменьшилось, можно: -рассказать кому-нибудь (другу) о своей обиде;
написать, нарисовать, «выплакать» обиду;
сказать самому обидчику о своих чувствах и своей позиции;
попросить поддержки и оказать поддержку товарищу.

Упражнение на невербальную поддержку (SOS!).
Участники с закрытыми глазами ходят по комнате. Ведущий дотрагивается до одного из них, а он в это время издает сигнал бедствия (SOS). Те, кто находится ближе всего, берут его за руки с двух сторон, остальные с закрытыми глазами образуют «круг защиты».
Обсуждение.
- Что вы почувствовали, когда на помощь пришли спасатели?
Упражнение «Ситуация».
Работа с конкретной ситуацией обиды или с карточками, если дети затрудняются с собственными примерами. На карточках дети получают описание ситуации обиды и варианты реагирования на рассказ об обиде. Важно, чтобы дети на собственном опыте почувствовали, какие слова уместны в этой ситуации.
Ситуация 1
Я Миша, мне 8 лет. На день рождения мне подарили щенка. Я гулял с ним каждый день, кормил, поил и играл после школы. Я очень привязался к своему новому другу и заботился о нем. Однажды я попросил своего приятеля присмотреть за щенком. Но так случилось, что он не уследил за ним, и щенок убежал. Я расклеил по городу объявления о пропаже щенка, но никто не откликнулся.
Я был очень расстроен и обиделся на моего знакомого.
* * *
Выбери ответ, который поможет твоему другу справиться с обидой.
Не расстраивайся!
Подумаешь, щенок убежал!
Ты очень грустишь, да?
Что тебя обидело больше всего?
Успокойся!
У меня кот пропал, но я же не плачу!
Это очень грустно, когда тот, на которого ты рассчитываешь, подводит тебя. Я понимаю, как тебе тяжело.

Ситуация 2 Я Оля, мне 10 лет. Со мной произошла такая история. Я поделилась со своей подругой одним секретом, рассказала ей кое-что важное о себе. На другой день я узнала, что большинство ребят знают о моей тайне. Мне было очень неприятно и тяжело. Я считаю, что подруга меня предала, мне и сейчас еще нелегко успокоиться.
* * *
Выбери ответ, который поможет твоему другу (твоей подруге) справиться с обидой.
Не переживай!
Нашла из-за чего переживать!
Не надо никому говорить о своих секретах!
Я понимаю тебя, со мной произошел похожий случай!
Я понимаю, как тебе тяжело, ты доверилась другу и пожалела об этом.
Это очень грустно, когда разочаровываешься в друзьях.
Обсуждение.
- Какие слова помогают справиться с обидой, с тяжелой ситуацией?
- Какие реплики не уменьшают чувство обиды? Почему?

Упражнение с мячом «Мне нравится в тебе ...».
Дети, встав в круг и перекидываясь мячом, по очереди говорят что-нибудь приятное одному из участников группы. Знаками внимания могут отмечаться личные качества, внешность, манера поведения: «Дима, мне нравится, что ты добрый». В ответ ребенок говорит: «Спасибо, я тоже думаю, что я ...» (повторяет сказанное ему), затем добавляет: «А еще я думаю, что я ...».

Рефлексия занятия.
Я узнал (а) сегодня ...
Мне понравилось / не понравилось сегодня ...
Мне хотелось бы ...

Завершающее упражнение «Рукопожатие в круге».

Комментариев нет:

Отправить комментарий