воскресенье, 28 февраля 2010 г.

Профилактика стрессов педагога.

Значительную часть стрессов мы получаем в результате конфликтов, порожденных различными производственными ситуациями. При этом часто оказывается затронутой «вертикаль» деловых отношений: руководитель - подчиненный. Ведь даже если конфликтуют между собой рядовые сотрудники, руководитель часто вмешивается в ход разрешения конфликта.

Если вас не устраивают условия и содержание труда, заработная
плата, возможности продвижения по службе и прочие организационные факторы, постарайтесь тщательно проанализировать, насколько реальны возможности вашей организации по улучшению этих параметров (то есть для начала выясните, есть ли за что бороться.)

Обсудите ваши проблемы с коллегами, с руководством. Позаботьтесь при этом, чтобы не выглядеть обвинителем или жалующимся, - вы просто хотите решить рабочую проблему, которая, возможно, касается не только вас.

Постарайтесь наладить эффективные деловые отношения с вашим
руководителем. Оцените масштаб его проблем и помогите ему разобраться в ваших. Руководители, как правило, нуждаются в «обратной связи», но не всегда в состоянии ее наладить.

Не стесняйтесь требовать от руководства и коллег полной ясности,
определенности в сути поручаемых вам заданий.

При напряженной работе ищите возможность для кратковременного отключения и отдыха. 10-15 минут расслабления в день достаточно для того, чтобы сохранить высокую степень работоспособности.

Полезно помнить о том, что неудачи в работе редко бывают фа-
тальными. Все можно изменить. У каждого человека есть право на ошибку.

Обязательно разряжайте свои отрицательные эмоции, но в обще
ственно-приемлемых формах. Социально одобряемое управление своими эмоциями заключается не в подавлении их, а в умении находить подходящие каналы для их отвода или вы¬пуска. Находясь в сильном раздражении, не хлопайте дверью и не кричите на коллег, а найдите способы выплеснуть свой гнев на что-нибудь: сломайте пару карандашей или начните рвать старые бумаги. Дождитесь вечера или выходных и дайте себе любую физическую нагрузку, лучше такую, где надо по чему-нибудь бить (футбол, волейбол, теннис.)

Перечисленные рекомендации по предупреждению стрессов в
рабочих группах носят общий характер. Конкретная стрессовая ситуация всегда уникальна, поскольку не в последнюю очередь определяется индивидуальностью подверженного стрессам человека (его темпераментом, характером, стилем поведения и пр.). Кроме того, наша восприимчивость к стрессам на работе в немалой степени зависит от общего жизненного фона, то есть от того, насколько успешно мы умеем выходить из стрессовых ситуаций, порождаемых общесоциальными, семейными, возрастными и прочими факторами. Профессиональные стрессы - это всего лишь один из многих видов одолевающих нас стрессов. Он, конечно, имеет свою специфику. Но физиологическая при¬рода стрессов одна и та же. Поэтому человек, закаленный в преодолении разных жизненных барьеров и неприятностей, может успешнее других справляться и с профессиональными стрессовыми ситуациями. Таким образом, один из ключей к успеху в преодолении служебных стрессов заключен в общей жизненной стратегии индивида, опирающейся на избранные базовые ценности и учитывающей особенности его личности.

При профилактике стрессов рекомендуется действовать
на следующих уровнях:

физиологическом (необходимо заняться своим здоровьем, режимом питания, внешним видом и т. п.);
эмоциональном (необходимо находить для себя эмоционально комфортные ситуации, обеспечить себе хоть чуть-чуть ощутимый успех в каком-нибудь занятии, создать себе и другим маленькие праздники и пр.);
интеллектуальном (принять и полюбить себя таким, каков есть);
мировоззренческом (дифференциация цели, концепция развития, позитивное мышление).

Комментариев нет:

Отправить комментарий