воскресенье, 28 февраля 2010 г.

Просьба и моё отношение к ней.


Цели:
- развитие социальных навыков в ситуациях просьбы у обучающихся;
- развитие навыков наблюдения и самонаблюдения;
- развитие вербальных и невербальных средств общения.

Сегодня мы поговорим о просьбах и о том, как просить, чтобы ситуация просьбы не превратилась в ситуацию взаимных обид.
Как обратиться с просьбой к другу, сверстнику так, чтобы он тебя услышал? Просить не всегда бывает просто. Бывает так, что мы не решаемся попросить о чем-либо, опасаясь, что нам откажут. Были ли в вашей жизни такие ситуации?

Действительно, просить не всегда легко. Поэтому очень важно как именно человек обращается с просьбой. Можно умолять, выпрашивать, клянчить, принижать себя: «Ну, пожалуйста, ну, очень тебя прошу, давай поиграем...». Получается просьба с унижением. Человек, которого так просят, чувствует себя обязанным, ему становится неловко.
Иногда мы думаем, что мы просим, а на самом деле мы приказываем или заставляем: «Отодвинься, это мое место, дай я тут сяду...».
Есть еще один вариант просьбы. Можно спокойно, доброжелательным тоном обратиться к другому человеку, сказать, о чем твоя просьба и почему тебе это важно. В этом случае есть возможность найти общий язык и доброе отношение. Давайте с вами поучимся различать эти три формы обращений.

Сейчас каждый из вас обратится к кому-нибудь из участников группы с просьбой. Говорящий придумывает, как он будет говорить - требовать, выпрашивать или вежливо просить. Тот, к кому обращаются с просьбой, пусть прислушается к себе, к своим чувствам. Соглашайтесь только на те просьбы, которые действительно хочется исполнить.

Ситуация 1
Эй, сколько времени?
Скажите, пожалуйста, который час?
Время сколько?

Ситуация 2
Ольга Николаевна, повторите задание!
Я не успел(а) записать, повторите!
- Ольга Николаевна! Повторите, пожалуйста, задание. Я не
успел(а) записать.

Ситуация 3
Дай мне, пожалуйста, почитать эту книгу. Мне надо.
Дай мне, пожалуйста, почитать эту книгу. Мне дали срочное задание, а я нигде не могу ее найти.
- Слушай, мне так нужна эта книга. Дай мне ее на время, ну, мне очень, очень надо. Я же тебе помогла) с математикой в прошлый раз.

Ситуация 4
Дай списать задачу!
Дай мне твою тетрадь! Я только посмотрю, как ты записал(а) решение задачи.
Женя, пожалуйста, помоги мне решить задачу. Я болел(а), когда объясняли эту тему, и чувствую, что мне одной(му) не справиться.

Обсуждение.
Когда вам не хотелось выполнять просьбу?
Что должно было измениться, чтобы вам захотелось исполнить просьбу?
Важно ли вам знать, почему человек обращается к вам с просьбой?
Что легче: просить или отвечать на просьбу?

Давайте подведем итог, что помогает общению в ситуации просьбы?

Ответы детей записываются на закрепленном листе:
спокойный, доброжелательный голос; вежливые слова; доброжелательный, приветливый взгляд; ровная интонация; четкое изложение просьбы;
объяснение, почему это для вас важно.

Просить - это не значит заставлять. Просить - не значит выпрашивать, клянчить, заискивать. Просить - значит доброжелательно обратиться за помощью к другому человеку, рассказав ему о своих затруднениях или о том, почему это может быть для тебя важно.
Если вдруг по каким-либо причинам наша просьба не выполнима, важно уметь принять отказ.

Игра «Я отдам тебе то, что у меня есть».
Встаньте в круг. Один из вас начинает игру, обращаясь к соседу: «Тебе, Наташа, я отдам то, что есть у меня...» Нужно показать, какой именно подарок вы дарите другому участнику (большой или маленький, хрупкий или прочный, тяжелый или легкий). Получив подарок, тот, в свою очередь, так же передает кому-нибудь подарок и т. д.

Рефлексия занятия.
Я узнал (а) сегодня...
Мне понравилось / не понравилось сегодня...
Мне хотелось бы....

Завершающее упражнение «Рукопожатие по кругу».

Итог занятия

Комментариев нет:

Отправить комментарий