вторник, 2 марта 2010 г.

Школьный стресс


В своем исследовании об утомлении от должности некоторые ученые установили у взрослых пять этапов, приводящих к этому связанному со стрессом феномену. Они могут быть рассмотрены и в отношении учащихся:

1. "Медовый месяц": сначала дети проявляют к школе любопытство и интерес. В возможности овладения письменным языком они усматривают обретение самостоятельности и способности понять окружение, которое живо интересует их.

2. Остановка из-за отсутствия "горючего": это происходит в том случае, когда обучение требует изнурительных затрат психической энергии. Чрезмерное и недостаточное стимулирование, давление с целью получения результата, проблемы в школе вызывают у некоторых такой стресс, что у них нет больше ни физических ни душевных сил, чтобы противостоять этому.
3. Симптомы хронические: во время школьных занятий начинает болеть голова или желудок. Телесные слабости декомпенсируются: так, у астматика усиливаются приступы; дерматологические заболевания обостряются; малейший вирус, едва коснувшись тела, находит надежное пристанище в пребывающем в состоянии стресса организме, иммунная система которого ослаблена. Расстройства сна приобретают чуть ли не систематический характер: тяжелое засыпание, многократное пробуждение, связанные со школой кошмары, накопленная за день усталость и даже дремота в классе.

4. Кризисы: напряжение, нервозность, возбуждение, состояние постоянной настороженности характерны для тех, кто подвергся стрессу. У них весьма зрелищные приступы гнева или ужаса. И сила их ни в коей мере не соответствует вызвавшим их обстоятельствам. Нередко можно услышать совершенно уничижительную самооценку: "Я пустое место; я никуда не гожусь; никто не любит меня; я хочу покончить с собой..."
5. Глухая стена: противодействие обучению в школе становится очевидным открытым: "Это ни к чему не приведет. Я ненавижу школу и не желаю больше посещать ее...". В начальной школе ребенку редко удается отделаться от занятий, однако в ход идет любой, оправдывающий отсутствие предлог: более или менее настоящие болезни, разного рода выдумки, не записанное на дом задание, противоречащее школьному уставу поведение (галдеж, прогуливание уроков) в надежде, что за этим последует исключение из школы. В ответ на подобное поведение усиливается, так же как и стресс, давление. И отнюдь не редкость, что, дойдя до средней школы, ребенок, если ничего не предпринять, покидает учебное заведение.
Не волнуйтесь: не все дети, находящиеся в состоянии стресса, поступают столь кардинально. Большинство успешно борются со стрессом и давлением в школе. Вам следует также знать, что не только стресс как таковой, но также форма, в какой он проявляется, и последующая на него реакция определяют, выдержит или нет подросток измор школой.
Родители, уязвленные в своем самолюбии плохой успеваемостью собственного чада, не в силах сдержать себя, говорят слова, о которых потом сожалеют: "Ты плюешь на меня", "Ты дурак", "Ты это нарочно", "Ты лентяй", "Ты палец о палец не ударишь, в жизни тебе удачи не видать...". Я привожу здесь самые мягкие высказывания.

Родительское внимание целиком поглощено "тупицей". Все выходные и отпуск родители стараются заставить его заниматься и потому отправляются на работу издерганными. Братья и сестры чувствуют себя без вины виноватыми - ведь подавленность родителей портит всем настроение, и они выказывают не виданную ранее непокорность. Некоторые из них начинают впадать в стрессовое состояние.

Они полагают, будто знают рецепт, как не попасть в разряд "тупиц". По их мнению, надо всегда и во всем быть первыми. Они налегают на занятия, получают только "отлично", однако спустя несколько лет все заканчивается истощением физических и интеллектуальных сил. Из страха утратить родительское уважение они занимаются сверх своих возможностей.

Наконец и на родительской чете тоже сказывается весь этот школьный кошмар. Не редкость, когда супружеская пара винит друг друга: "Тебя никогда нет, у тебя ни на грош авторитета, ты позволяешь ему делать все, что ему вздумается; ты его избаловала, ты с ним слишком нянчилась". Тут преподаватели - им бы унять родительскую тревогу - невольно подливают масла в огонь: "У вашего ребенка с психикой все в порядке? Вы между собой ладите? Вы ходили к психологу?..."


Другие факторы утомления от школы
- Чрезмерное стимулирование
Не всякий ребенок способен долго заниматься. Нет ни малейшего основания видеть в том доказательство умственного или психического отклонения или леность. Почему бы тогда и тех, кто страстно увлекается ремеслом краснодеревщика, сельским хозяйством или парикмахерским делом, тоже не причислить к не вполне нормальным людям? Эти дети, поставленные в такие условия обучения, когда предпочтение отдается интеллекту, а не физическому труду, чувствуют себя недооцененными. Они получают отличные отметки, но по тем предметам, где больше приходится работать руками, т. е. на уроках рисования, труда или занятий по овладению техникой. Кроме того, родители говорят, что по окончании занятий их чада сияют счастьем.

Заставьте взрослого заниматься тем, к чему он не был в достаточной мере подготовлен, - и вот вам еще один фактор стресса: сознание собственной некомпетентности не позволяет ему противостоять гнету последствий. Также и учащийся: принудьте его заниматься тем, к чему у него нет способностей или желания, - и он обречен на пребывание в состоянии постоянного стресса.
- Недостаточное стимулирование
Чрезмерную подготовленность тоже можно рассматривать как фактор стресса у взрослых. При нынешней безработице многие молодые дипломированные специалисты вынуждены браться за такую работу, где их знания по большей части пропадают. Полученное ими образование никем не признано и не востребовано, и потому некоторые, потеряв терпение, чувствуют себя ущемленными. То же встречается и у детей, особенно у сверходаренных, возможности которых используют не в полную силу. У последних быстрота восприятия и интеллектуальный уровень выше среднего. Они быстрее и легче других усваивают материал.
Уже в начальной школе такие дети учатся жадно и полны больших надежд. Они алчут знаний, но также и признания своих способностей. Вся сложность в том, что они во всем опережают своих одноклассников. Когда остальные еще корпят над заданным упражнением, они уже давно его сделали. Когда учитель задает вопрос, они всегда первыми тянут руку. Преподаватель, обязанный относиться ко всем ученикам одинаково, не может уделить им столько внимания, сколько им необходимо. Они постоянно испытывают чувство неудовлетворенности. Им кажется, будто их не ценят по достоинству, а ведь они лучше всех в классе, и они впадают в состояние стресса, поскольку им без конца приходится держать себя в узде.
Зачастую завидующие им одноклассники плохо ладят с ними. Хотя сверходаренные дети и опережают своих сверстников в учебе, эмоциональное развитие что у тех, что у других, одинаково. Для них оценки так же важны, как и вхождение в коллектив. Сверходаренный ребенок способен забросить учебу, лишь бы одноклассники приняли его в свою среду, и у него, как у всех вокруг, появились бы друзья. От их дара им мало проку (и гораздо больше неприятностей), и это заставляет их отказаться от него.
Родительский стресс
Хотя я стремлюсь доказать существование детского стресса, не следует забывать, что и родители не в меньшей степени подвержены ему - ежедневному стрессу. Благодаря оному вы постоянно одолеваемы затруднениями, нетерпением, усталостью и не в силах больше работать. Я не знаю, остались ли еще на свете занятия, где царит тишь, и гладь, да божья благодать. Будь то мой кабинет или газетная страница, мне только и слышно, что о предписанных требованиях, давлении, соревновании, соперничестве между коллегами, о домогательствах патрона, о неблагодарности... На предприятиях от работников требуют уже не результативности, а того, чтобы они были лучшими (то, чего, в свой черед, родители требуют от детей). Так свирепствует стресс, и на сегодняшний день он является одной из главных причин невыхода на работу.
Увы, после работы стресс не улетучивается словно по мановению волшебной палочки. В итоге родители возвращаются вечером домой крайне усталые и в состоянии стресса. Этот бич не делает различий между женщинами и мужчинами, даже если и кажется, что женщины находятся в более тяжелом положении. Ради получения работы и пристойного жалованья они зачастую должны работать лучше мужчин. Когда же кроме этого им в одиночку приходится воспитывать одного или нескольких детей, нетрудно догадаться, под каким постоянным давлением они живут.
Представьте себе на мгновение возвращение родителей домой с работы. У них выдался нелегкий день (встречи, совещания, обсуждения...), пришлось простоять в нескольких пробках или прождать опаздывающий общественный транспорт, проторчать в очереди в универсаме... Когда же они наконец являются домой, то надеются, что дети с полуслова поймут, как они устали, и подсластят им конец изнуряющего дня.
Однако чада, усевшись перед телевизором, вперились в экран. Поскольку и у детей тоже был утомительный день, они, чтобы расслабиться, смотрят телесериал или весело нажимают на кнопки дистанционного пульта управления игровой приставки. Во всяком случае, у себя в кабинете я только и слышу: "Моя мама вечно хочет, чтобы я принял душ посреди фильма", "Отец отбирает у меня пульт. Мне никогда не удается добраться до высшего уровня!"
В свою очередь, едва переступив порог дома, родители, засыпают детей вопросами, приводящими их в раздражение: "Ты сделал домашнее задание? Как прошел диктант? Сколько ты получил за контрольную по математике?"
Всем известно, что происходит потом, ибо каждый пережил это хотя бы однажды: ребенок,
на ходу бурча себе под нос, отправляется за тетрадками, родители же при виде малейшей ошибки взрываются праведным гневом, и последнее обстоятельство, кстати, позволяет им несколько снять накопившийся за день стресс.
Большинство родителей отдают себе полный отчет в недопустимости происходящего, но их стрессовое состояние таково, что они в очередной раз наступают на одни и те же грабли. К тому же некоторые родители видят в переживаемых детьми трудностях собственную неудачу.
Мне часто приходится выслушивать следующее: "У меня трудная работа, но там я держу себя в руках. Знаю, что глупо ополчаться на детей из-за домашнего задания, но не в моих силах сдержать себя, ибо я чрезмерно устаю. Я делаю все, чтобы они были счастливы, чтобы у них были все условия. Взамен они могли хотя бы постараться хорошо учиться!"
В ожидании покоя
Следует знать, что стресс влечет за собой стресс. Нет ничего более заразительного, особенно в отношениях между родителями и детьми. Последним нет даже необходимости, чтобы родители говорили им об этом, - они чувствуют напряжение даже тогда, когда от них пытаются его скрыть. Как можно оставаться спокойным, зная, что при первом же затруднении их ждет взрыв гнева?
А пытались ли вы перед этим хоть немного избавиться от накопившегося за день раздражения? Чем, приходя домой, требовать от детей, чтобы они в спешном порядке побросали свои занятия, оставьте их на некоторое время в покое и наслаждайтесь без стеснения тем, что доставляет вам удовольствие: примите ванну, послушайте музыку - впрочем, выбор самого действенного способа за вами: если понадобится, то постучите по подвесной груше, на которую вы наклеили фото вашего патрона!
Ужин? С раннего возраста приучите детей к тому, что в его приготовлении могут участвовать все. Очищая овощи или взбалтывая томатный сок, можно и даже приятно вспомнить все хорошее, что случилось за день, или даже что-нибудь менее веселое (вам никто не запрещает рассказать детям, как прошел у вас день и почему он выдался таким изматывающим).
Затем вы в более спокойном состоянии духа приступаете к проверке уроков. Чем меньше напряжены нервы, тем, следовательно, будет больше производительность и, стало быть, проверка домашнего задания пройдет более споро. И притом в веселой, спокойной обстановке не так уж легко будет рассердиться. Быть может, ляжете спать чуть позднее обычного, но заснете быстро и будете спать, как младенец. Пускай ребенок отправится в постель чуть позже, но довольный собой. Это предпочтительнее, чем рано отослать его в спальню, огорченного и встревоженного вашими попреками.

Окажите доверие вашим детям
Когда ваш ребенок получил хорошую отметку, попросите его рассказать, как ему удалось добиться подобного результата, - пусть он не думает, что эта оценка - дело случая или просто везение. Не потому ли он заработал ее, что больше и лучше занимался? Данные вопросы призваны помочь ему осознать, какие способы принятия решения были им задействованы для получения высокого балла с тем, чтобы в следующий раз прибегнуть к определенной стратегии.
Если же он потерпел неудачу, то не выясняйте ее причин, иначе ваш разговор может свестись к упрекам: "ты мало занимался; ты не уделял внимания; ты не учил...". Лучше попытайтесь вместе с ним понять, что пошло не так, ускользнуло от внимания. Сопоставьте стратегии принятия решений, примененных им, и посмотрите, не использовал ли он их повторно. Подытожьте (пожалуйста, как можно объективнее), что у него получается, а что нет. Затем предложите ему пути решения возникших затруднений.

Обращайте внимание на малейший его успех. Восемнадцать ошибок в диктанте, конечно же, много, но ведь их не двадцать, как было обычно. Это обстоятельство следует подчеркнуть - иначе зачем ему стараться дальше?
Выполнение домашнего задания вечером превратилось в тяжкую повинность? Попробуйте ввести в этот процесс новшества! Например, поменяйтесь ролями: напишите под его диктовку диктант (с теми ошибками, которые, как вам известно, он допускает чаще всего), и пусть он проверит его. Тому, кто выступает в роли экзаменатора письменных работ, следует самому знать правила орфографии! Когда дело дойдет до счета, сыграйте, например, в "Монополию", и пусть он сам потом разбирается с банком, не раздражая вас хныканьем, что у него не так быстро выходит ответ. Так он убедится: все то, чему его учат в школе, не одно занудство, а может пригодиться, и проведет вместе с родителями счастливые мгновения.
Наконец, не превращайте его школьное обучение в личное дело. Трудности в школе - вовсе не доказательство вашей некомпетентности.

Пора поговорить
В семье из-за чрезмерной занятости не всегда хватает времени. Тут-то и появляются жалобы. В такие моменты необходимо помнить, сколь важна возможность выговориться. Излив свои сетования по поводу больших и малых проблем, с которыми нам приходится сталкиваться, мы избежим участи скороварки без клапана, которой суждено однажды взорваться. Ну а как же обстоит дело с нашими детьми? Есть ли у них право сказать учительнице, что, по их мнению, ее наказание порой бывает несправедливо, что они нисколько не виновны в своем опоздании, что не всегда их вина, если они не поняли задания? Кому они могут рассказать, что над ними смеются? Кому поведать о ссоре с друзьями? Когда вы вызываете у них чувство неудовлетворенности в общем-то по достаточным основаниям, имеют ли они право высказать вам это или они рискуют понести двойное наказание, потому что проявили недовольство?
Найдите время выслушать детей, узнать, какие превратности выпали на их долю. Не обязательно отвечать им, но дайте им возможность поделиться с вами своими горестями и радостями. Дети почувствуют себя более уверенно. Они решатся рассказывать вам все, поскольку будут знать: даже если они скажут глупость, и вам она, возможно, не понравится, то вы не станете ругать их. Благодаря такому проявлению внимания вы наладите прекрасные отношения с вашим потомством и вдобавок заложите основы их безопасного будущего.

Комментариев нет:

Отправить комментарий