среда, 3 марта 2010 г.

Ошибки воспитания.


Большинство родителей хочет воспитывать ребенка правильно, но родители иногда допускают ошибки, которые пагубно отражаются на психике и характере детей. Вот некоторые из самых распространенных:
1. Отождествление ребенка с собой. Родители часто смотрят на детей как на миниатюрные варианты самих себя. Они забывают, что дети рождаются с собственным индивидуальным темпераментом и характером. Многие родители ошибочно предполагают, что лишь оттого, что дети живут с ними в одном доме и являются их "плотью от плоти", они полностью восприняли их способности, разделяют их на интересы и чувства. Такая точка зрения может помешать детям развить свою собственную индивидуальность, личные способности и таланты.
2. Предложение излишней помощи. Родители часто спешат на помощь, даже если малыш о ней не просит. Это может подорвать уверенность ребенка в своих силах. Кроме того, это мешает ребенку учиться искать выход из трудного положения. Отойдите в сторонку и дайте ребенку спокойно помучиться самому. Дети очень гордятся собственным маленькими достижениями.
3. Обсуждение детей в их присутствии. Мамы и папы обожают обмениваться впечатлениями о своих малышах, часто в их присутствии. Они ошибочно полагают, что дети, их не понимают или им разговоры взрослых не интересны. Обсуждение детей в их присутствии может повредить их самооценке или, наоборот, сделать их зазнайками.
4. Защита детей от неприятностей. Большинство родителей хотят, чтобы их дети были счастливы. Они вечно спешат на выручку, "подкладывая руки", чтобы смягчить любое падение на дороге к зрелости. В результате дети вырастают инфантильными, так и не научившись самостоятельно находить выход из затруднительных ситуаций, решать проблемы или управлять отрицательными эмоциями, такими, как гнев или грусть. Позвольте своему ребенку пережить жизненные проблемы, встречающиеся на его пути, и просто будьте рядом, когда ему понадобиться сочувствие или совет.
5. Привычка торопить детей. Мы торопим, детей собираться в школу, на тренировку и на музыку, в библиотеку и в зоопарк. Мы даже торопим, их вечером спать, потому что у нас еще много дел или нам необходимо самим отдохнуть и побыть несколько минут в тишине. Такая спешка может облегчать существование родителей, но она не позволяет детям понаблюдать, поразмыслить, помечтать или позаниматься своим хобби – занятия, необходимые для развития творческой жилки и индивидуальности. Постоянная спешка вызывает у детей стресс, потому что они могут и не понимать, зачем их все время торопят.
6. Перехваливание. Детям нужно одобрение родителей. Но чрезмерное захваливание может дать детям неверные представления об их возможностях и помешать развитию реалистичной самооценки. Если вы хотите отметить достижения ребенка, попробуйте делать нейтральные замечания, например: "Я вижу, ты использовала много синей краски в своей картине".
7. Немедленное удовлетворение. Младенцы, которых берут на руки, перепеленовывают и кормят, как только они заплачут, учатся доверять окружающим и чувствуют себя хозяевами своей судьбы. Позже они учатся ждать того, что им нужно. Если родители продолжают потакать детям, когда это уже совершенно не обязательно, то они лишают таким образом своих детей возможности научиться терпению, упорству и самодостаточности. Ни в коем случае не игнорируйте просьбы своих детей, но и не бойтесь иногда заставить их подождать.
8. Возможность ответить на вопрос. Когда родители засыпают ребенка вопросами, они не всегда ждут ответа. Вместо этого они или предлагают собственные ответы ("Синие платье было бы очень удачно"), или тут же задают следующий вопрос ("У вас сегодня была физкультура?"). Дети очень огорчаются, когда им не дают ответить. Они воспринимают это как сигнал: "Твои мнения, желания и чувства не имеют никакого значения".
9. Назначение встреч с другими детьми без спроса. Иногда вы договариваетесь, что ваши дети придут играть со своими сверстниками, не спрашивая их согласия. Заведовать светской жизнью своего ребенка без участия несправедливо и нетактично.
10. Борьба со скукой любыми путями. Исследования показывают, что скука может помочь детям развить творческую жилку и внутренние ресурсы. Тем не менее многие родители не позволяют детям заскучать. Они стимулируют малышей постоянным потоком игрушек, книжек и запланированных мероприятий. Это, конечно, развивает мышление, но это и учит ребенка на внешние стимулы для развлечения вместо того, чтобы научить их не скучать наедине с собой. В добавок это не дает детям научиться самим справляться со скукой, которая во взрослой жизни порой бывает неизбежной.
11. Вмешательство в ссоры детей. Большинство детей время от времени ссорятся с братьями и сестрами или друзьями. В этих случаях большинство родителей вмешиваются, пытаясь предотвратить физические и психические травмы. Это лишает детей возможности попрактиковаться в житейской мудрости, самостоятельно решать конфликт и справиться с гневом. Если речь не идет о крайностях, как правило, лучше дать разобраться самим.
12. Создание не реалистичных ожиданий. Чтобы привить ребенку хорошие привычки, многие родители вдалбливают ему в голову максимы, не поясняя, что они не всегда верны. Это приводит к разочарованиям и понижает родительский авторитет.

К примеру, мать говорит сыну: "Если ты будишь усердно трудиться, то добьешься всего, чего захочешь". Ребенок принимает это утверждение на веру и не понимает, почему он, сидя часами за уроками, не круглый отличник. Прививать ребенку моральные и этические ценности, можно и нужно, но не забывайте объяснять ему, что на каждое правило есть свои исключения.
13. Жизнь через ребенка. Родители часто пытаются реализовать собственные надежды и несбывшиеся мечты через их детей. Поведение вынуждает детей жить ради родителей, а не для самих себя. Оно говорит детям: "Мы тебя любим не за то, кто ты есть, а за то, что ты делаешь".
14. Слишком пристальное внимание к внешним факторам. Многие родители очень озабочены тем, какое впечатление производят их дети на окружающих. Часто это происходит потому, что родители считают ребенка отражением их самих. Поменьше беспокойтесь о внешних факторах и уделяйте побольше внимания внутренней жизни ребенка. Почаще спрашивайте детей об их мнениях и чувствах и не раздражайтесь, если они ответят на ваши вопросы с полным ртом!

Комментариев нет:

Отправить комментарий