среда, 24 февраля 2010 г.

Проблемы, возникающие при общении с детьми.


Цель
Познакомить родителей с техникой активного слушания.

Задачи
Познакомиться ближе с родителями первоклассников.
Выяснить у родителей, что они знают о технике активного слушания.
Провести совместный анализ различных ситуаций, в которых возникают труд- ности в общении с ребенком.
Научиться распознавать чувства детей в разных ситуациях.
Потренироваться использовать технику активного слушания.
Время проведения — 1,5 часа.

Материалы
Мягкая игрушка.
Бумага формата А4, А3.
Визитки.
Карточки с описанием различных ситуаций.
Конспекты для родителей с кратким содержанием тренинга и домашним заданием.

Ведущий. Здравствуйте! Мы рады, что вы нашли время прийти на наше мероприятие. Сегодня мы, психолог и педагог, работающие в вашем классе, проводим мероприятие в форме тренинга. В ходе работы нам предстоит друг с другом общаться, поэтому просьба ко всем участникам: подписать и прик- репить визитки, чтобы все знали, как к вам обращаться.
Сейчас мы по кругу будем передавать вот такую игрушку, ваша задача: предс- тавиться, сказать, чьи вы родители и в каком классе учится ваш ребенок, и за кончить следующее предложение: я пришел сюда...

Ведущий. Сегодня мы будем говорить о проблемах, которые возникают у нас в процессе общения с детьми. Попробуем разобраться в причинах, обсудим, как можно решать эти проблемы.
Перед тем как мы приступим к работе, давайте настроимся на совместную деятельность. Настроиться нам поможет игровая разминка..
В нашу разминку мы включили следующие игры: «Я сижу на полянке» и «Ветер дует на тех, кто...».
Ведущий. В нашей повседневной жизни мы часто сталкиваемся с различными ситуациями в общении с детьми: наши дети не могут что-то поделить меж- ду собой; ребенок рассказывает, что он с кем-то из ребят поссорился или подрался или кто-то его обидел и т. д. Все эти ситуации нам хорошо извест- ны. Давайте попробуем вспомнить, каким образом мы выстраиваем беседу с ребенком.
Ведущий описывает несколько типичных ситуаций, например: ребенок не хо- чет надевать шапку; ребенок плачет, потому что другой сломал или отобрал его игрушку. Ведущий на этом этапе каждый раз спрашивает у родителей, что они обычно говорят своим детям в таких случаях. Родители делятся своим опытом и произносят хорошо знакомые нам фразы: надо надеть эту шапку; не пережи- вай, купим другую игрушку; он немного поиграет и вернет твою игрушку сам и т. д.
Ведущий. Как вы думаете, чего ждут от нас дети в эти минуты?
Родители высказывают свою точку зрения. На данном этапе важно выйти на понимание родителями того, что ребенок ждет понимания, а не родительских лекций и нотаций, а порой и угроз.
Ведущий. Причины трудностей детей часто бывают спрятаны в сфере его чувств. Поэтому если просто что-то показать, чему-то научить или как-то направить ребенка — мы ему не поможем. В таких случаях лучше всего ребен- ка выслушать. Психологи называют этот способ активным слушанием.
Что значит активно выслушать?
Ведущий спрашивает родителей, что они знают об этой технике.
Ведущий. Вы совершенно верно изложили суть этой техники. Позволю еще раз о ней сказать: активно слушать ребенка — значит «возвращать» ему в бе- седе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувства.
ПРИМЕР
СЫН. Он отнял мою машинку!
МАМА. Ты очень огорчен и рассержен на него.
СЫН. Больше я туда не пойду!
ПАПА. Ты больше не хочешь ходить в школу.
ДОЧЬ. Не буду я носить эту уродскую шапку!
МАМА. Тебе она очень не нравится.
Ведущий. Сейчас мы предлагаем вам разыграть одну сценку, где будет ярко продемонстрирован этот способ.
СЦЕНКА
Мама занята деловым разговором. В соседней комнате играют ее пятилетняя дочка и десятилетний сын. Вдруг раздается громкий плач. Плач приближается к маминой двери, и со стороны коридора начинает дергаться ручка. Мама открывает дверь, перед ней сто- ит, уткнувшись в косяк, плачущая дочь, а сзади — растерянный сын.
ДОЧЬ. У-у-у-у!
МАМА. Миша тебя обидел... (пауза).
ДОЧЬ (продолжает плакать). Он меня урони-и-ил!
МАМА. Он тебя толкнул, ты упала и ушиблась... (пауза).
ДОЧЬ (перестает плакать, но все еще обиженным тоном). Нет, он меня не поймал.
МАМА. Ты откуда-то прыгала, а он тебя не удержал и ты упала... (пауза).
Миша, который с виноватым видом стоит сзади, утвердительно кивает головой.
ДОЧЬ (уже спокойно). Да. Я к тебе хочу. (Забирается к маме на колени.)
МАМА (через некоторое время). Ты хочешь побыть со мной, а на Мишу все еще обижаешься и не хочешь с ним играть....
ДОЧЬ. Нет. Он там свои пластинки слушает, а мне неинтересно.
МИША. Ладно, пойдем, я тебе твою пластинку поставлю...
Ведущий. Вы только что увидели, как мама использует технику активного слушания. Давайте попробуем прописать алгоритм действий этой техники.
Вывешивается чистый лист.
Представим, что у вас случилось что-то подобное и вы решили использовать эту технику. Что вы будете делать вначале?
Родители высказывают свои мнения.
Вначале нужно занять правильное положение по отношению к ребенку. Вспомните только что разыгранную сцену. Какое положение занимала мама, когда разговаривала с дочерью?
Участники должны сказать, что глаза ребенка и матери были на одном уровне.
Ведущий. Вы заметили совершенно верно. Это действительно первый и важ- ный шаг при использовании этой техники: занять правильное положение по отношению к ребенку. Почему это так важно? Психологические исследования показали, что человек воспринимает преимущественно именно невербальную информацию, поэтому наша поза является для детей самым сильным сигналом о том, насколько мы готовы его слушать и услышать.
На листе появляется первая запись:
1. Занять правильное положение по отношению к ребенку (глаза взрослого и ребенка должны находиться на одном уровне).
Ведущий. Вспомните, в какой форме беседовала мать?
Участники должны выйти на то, что ответы матери звучали в утвердительной форме.
Ведущий. Верно, вы сказали о том, что ответы должны отражать сочувст- вие (обозначать чувства ребенка) и звучать в утвердительной форме. Во вре- мя беседы бывает очень важно и полезно повторить, что, как вы поняли, слу- чилось с ребенком, а потом обозначить его чувства.
ПРИМЕР
СЫН (с мрачным видом). Не буду больше водиться с Петей!
ОТЕЦ. Не хочешь с ним больше дружить.
На листе появляется вторая запись, второй пункт алгоритма:
2. Повтор услышанного от ребенка.
Ведущий. Вы, наверное, обратили внимание, что в нашей сценке после каждой реплики мама молчала, делала небольшие паузы. Эти паузы помогали ребенку разобраться в своем переживании и одновременно почувствовать, что рядом с ним мать.
На листе появляется третья запись, третий пункт алгоритма:
3. Делать паузы между фразами.
Ведущий. И самый главный момент — это обозначение чувства ребенка.
На листе появляется четвертая запись, четвертый пункт алгоритма:
4. Обозначение чувства ребенка.
Ведущий. Если говорить о коротком варианте этой техники, то он может выглядеть так: чувства — в утвердительной форме.
На листе появляется последняя, пятая запись, пятый пункт алгоритма:
5. Чувства — в утвердительной форме.
Далее ведущий еще раз зачитывает все пункты получившегося алгоритма.
На этом этапе участники могут задавать друг другу вопросы по алгоритму. Лучше, если ответы родители будут получать не от ведущих, а друг от друга.
Ведущий. А теперь давайте потренируемся использовать технику.
Каждый из вас получит карточку, на которой описана ситуация. Ваша задача — понять, какие чувства испытывает в данной ситуации ребенок.
Участники получают карточки и работают с ними.
Ведущий. Давайте посмотрим, что у вас получилось. Я прошу по жела- нию зачитывать карточку и говорить, какие, по вашему мнению, чувст- ва испытывает ребенок.
Участники без проблем справляются с предложенным заданием.
Прошу вас разбиться на пары. Каждой паре предстоит обсудить, а затем записать на листе одну из типичных ситуаций, с которыми вы сталкиваетесь в общении с ребенком.
Участники по желанию разбиваются на пары и с огромным интересом обсуждают различные ситуации, с которыми сталкивались в процессе общения с детьми. Затем записывают эти ситуации на карточки и отдают ведущим.
Сейчас каждая пара будет вытягивать по одной карточке. Задача пар: познакомиться с описанной ситуацией и попробовать ее показать..
Ведущий. Вы только что попробовали использовать технику. Убедились в том, как это непросто. Увидели, что вам так и хочется задать ребенку вопрос и прокомментировать ситуацию. Что ж, это совершенно нормально. Давайте теперь попробуем ответить себе на такой вопрос: что может дать нам техника активного слушания для общения с ребенком?
Ведущий: Вы действительно правильно сумели почувствовать, что может дать техника . Позвольте, я еще раз зачитаю вам итоги нашего обсуждения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий