вторник, 23 февраля 2010 г.

Детское воровство от 7 до 11 лет.

В этом возрасте ребенку уже небезразлично его место в группе сверстников, он способен сознательно и целенаправленно достигать желаемого, выбирая для этого все доступные способы. Огромное значение начинает иметь внешность. Даже очень красивая девочка может оказаться непопулярной среди сверстников, если ходит с «черноземом» под обкусанными ногтями. А детям так хочется быть «самыми-самыми», чтобы всем одноклассникам хотелось с ними дружить...

Ведь они очень разные. Одни сильные и ловкие, но медленно усваивающие знания. А другие — так называемые «ботаники», недостаточно развитые физически, зато очень умные, знания схватывают «на лету». Есть и такие, кому удается все: и учатся на «хорошо» и «отлично», и со спортом «дружат». Вот и появляются причины детского воровства, которые можно условно назвать «социальными». Бывает так, что цель, ради которой ребенок ворует, настолько для него важна, что он просто не думает ни о том, хорошо или плохо поступает, ни о возможном наказании.

Чаще всего в этом возрасте кража совершается для привлечения внимания сверстников. У ребенка не складываются отношения со сверстниками, и он может, взяв у родителей деньги, накупить разных сластей и угостить друзей, получив внимание и признание, которые так хотел и ждал. В таких случаях наказание не всегда приносит пользу. Гораздо важнее, чтобы у родителей с ребенком состоялся разговор о недопустимости воровства, о том, что такое собственность, но и этого недостаточно. Взрослые сами должны понять, что воровство — не причина, а следствие проблемы. А причиной могут оказаться неумение общаться, чрезмерная застенчивость, низкая самооценка. Стоит поговорить о том, что та¬кое дружба, как правильно знакомиться с ребятами, как их заинтересовать.

Еще лучше — рассказать о своих детских проблемах в общении, проиграть соответствующие ситуации вместе с ребенком. Например, можно устроить «домашний театр», в котором любимые игрушки (не менее четырех персонажей) будут знакомиться друг с другом, дружить или не дружить. В игре ребенку проще обсуждать черты характера, которые привлекают или отталкивают, а значит, прийти к выводу, что нужно изменить в себе, чтобы другим ребятам захотелось с ним дружить.

Разрушение положительных эмоциональных связей как между родителями, так и между родителями и ребенком, может также стать причиной детского воровства.
В первом случае родители сосуществуют в постоянных ссорах, и жизнь в такой семье напоминает существование на дремлющем вулкане. Вулкан то спит, то просыпается, и извержения можно ждать в любую минуту. Разумеется, ребенок по мере своих сил и способностей постарается примирить родителей, а в результате и сам может получить «под горячую руку». Внимания ребенку достается мало.

Детское воровство может быть просто способом привлечь к себе внимание, в котором ребенок нуждается настолько, что согласен даже на негативные проявления родительского внимания. Лучше пусть отчитают, чем не заметят.

Часто родители используют ребенка как аргумент в споре, что ничуть не лучше первого варианта. Ребенку приходится жить в постоянном напряжении, страдая от конфликта между двумя самыми близки¬ми ему людьми и нестабильности в доме. В худшем случае он может очерстветь душой и научиться использовать ситуацию в своих целях, дабы извлечь из нее как можно больше выгоды для себя. Нередко такие дети вырастают прекрасными манипуляторами, полагающими, что весь мир им должен. Им уделяется чрезмерное внимание, и они становятся избалованными и привыкают к тому, что всем их капризам потакают. Если же родители не исполняют очередную прихоть такого ребенка, то тогда он просто берет то, что ему хочется, то есть ворует. И не считает себя виноватым, ведь он привык, что все, чего ему хочется, ему тут же приносят «на блюдечке».
Ребенок с самого своего рождения познает мир и человеческие взаимоотношения. Взрослый может как помочь ему, так и помешать.

Каждый ребенок уникален и неповторим, и не существует универсального всех болезней. Во всех случаях необходимо понять ребенка, услышать его скрытые глубоко в душе переживания, вникнуть в их суть и никогда не ставить себя выше ребенка. Дети ждут от нас внимания, любви и справедливости. Им необходимо слышать, как мы их любим, и проводить как можно больше времени с папой и мамой, которые являются для них примером во всем. В то же время дети ожидают, что мы накажем их, если они сделают что-то плохое. Мы просто обязаны оказывать им доверие, если хотим воспитать чувство ответственности.
В наши дни, когда, увы, процветает культ силы и денег, смешно надеяться, что ребенок сам придет к правильным выводам и что все будет хорошо. Да, стремление иметь материальные блага в той или иной степени свойственно нам всем. Если верить большинству фильмов и даже некоторым мультфильмам, которые мы смотрим по телевизору, то можно сделать только один вывод: очевидно, что, чем у нас больше денег, машин, красивых вещей, тем больше мы сами значим в этом мире. Те же акценты в большинстве случаев расставляет реклама, агрессивно вытесняющая все остальные ценности.

Если мы, родители, не поможем ребенку правильно расставлять акценты, не привьем ему нормального отношения к деньгам и имуществу, то может случиться, что ему не поможет уже никто. Эта ответственность лежит на нас, и пытаться уйти от нее — то же самое, что открыто заявить: «Мы ребенка родили, а дальше пусть за него кто хочет, отвечает», то есть признать собственную незрелость и несостоятельность.
Но вот мы осознали всю меру своей ответственности перед ребенком и перед миром, и сразу возник другой резонный вопрос: что делать?

Главное — научить ребенка мыслить рационально, так, чтобы это стало для него естественным и привычным. Это означает, что годам к 11 — 12 дети должны уметь самостоятельно оценивать все, что их окружает, все, что предлагает им жизнь. Если папа с мамой предлагали готовые решения и приучили их к такому образу жизни, они могут с легкостью поддаться негативным влияниям, которые будут предлагаться окружающими людьми.
Знания не делают ребенка мудрым автоматически. Можно быть отличником в школе и совершенно не разбираться в жизни. Недостаточно дать детям информацию и оставить их с нею один на один. Информация подобна полноводной реке, по которой один бодро плывет на байдарке, найдя правильный ритм гребли, а другой барахтается, хватаясь за любую соломинку, лишь бы удержаться на плаву. Третий же давным-давно пошел ко дну и самостоятельно выплыть уже не в состоянии. Поэтому так важно, чтобы родители с первых дней жизни воспитывали в своих детях умение мыслить четко и рационально, оценивать все критически, не принимая на веру. Особенно важно, чтобы дети к подростковому возрасту уже умели бы самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность и привыкли бы к такому положению вещей.

В число умений, необходимых для выживания в современной жизни, обязательно должно быть включено и умение справляться с желанием чем-то обладать и что-то иметь. Хорошо, если в семье есть традиция совместного чтения. Обсуждение поступков героев, своего к нему отношения помогает формировать оценки и суждения. В том числе и на тему неприкосновенности чужой собственности. Очень хорош метод «поэтапного» чтения, когда после чтения фрагмента следует остановка и ребенка просят высказать свое мнение. Потом читают следующий фрагмент и так далее.

Прививайте ребенку оптимистический взгляд на мир, чтобы его не пугали трудности. В том числе и финансовые. Ребенок, который видит, что его родители живут счастливо и пользуются уважением других людей, джипа и загородной виллы и одеваясь отнюдь не «от Версаче», будет намного спокойнее относиться к уровню достатка. Наша задача — доказать ребенку на своем примере, что если сегодня мы зарабатываем только на хлеб с маслом, то будем есть хлеб с маслом и продолжать работать над тем, чтобы за нашим сто¬лом появилась не только колбаса, но и деликатесы. И все у нас получится! Если он убедится в том, что трудности и неудачи — явление временное, ему будет гораздо легче находить решения проблем и у него не будут опускаться руки, когда что-то не будет получаться.

Комментариев нет:

Отправить комментарий